Форум » Открытый раздел » О схемотехнике советских трехпоганников » Ответить

О схемотехнике советских трехпоганников

grp2: Давно назрели вопросы по поводу трехпрограммных приемников. 1. Линейный выход. Как понятно из названия, служит для подключения ко входу магнитофона или усилителя. Но подключен параллельно динамику, хоть и через резистор. А значит уровень сигнала меняется от положения регулятора громкости. Не порядок. И звук динамика может мешать при использовании этого выхода может мешать. И максимальный уровень сигнала не регламентирован, берется ведь с выхода усилителя, то есть вольта три будет. Многовато. 0.5л должно быть. 2. Ни разу не видел выходов для наушников, а хотелось бы. 3. Начнем разрабатывать схемы переделки каждой модели трехпрограммника для устранения этих недостатков. 4. Ваше мнение?

Ответов - 13

БородатыйХолодильник: 1. Да, чуть ли не во всех трёхпрограммниках, которые встречал, этот выход подключен параллельно динамику. Напрашивается вывод о том, что он предназначен для тех, кто слушает радио громко - кому громкости, обеспечиваемой встроенным динамиком, недостаточно. А может быть, для тех, у кого встроенный динамик отказал - порван или залип от кухонного жирового налёта. Ведь трёхпрограммник - устройство кухонное, а это жуть. Не знаю, как в случае с вытяжкой, а у меня её на кухне никогда не было, и за год примерно половина миллиметра этой олифы на предметах нарастает, а ещё и пылью пропитывается. В этих случаях то, что динамик не отключается, мешать не будет. А вот то, что уровень меняется при регулировании громкости - плохо. Ещё там бывает большой фон переменного тока, для линейного выхода это совсем не годится (Союз-201 этим страдает). А три вольта вряд ли будет там. Я вот в школьные годы на уроках тайком разрабатывал схему делителя для перезаписи кассет с плейера. Вроде бы много всего учёл, подумал о выходном сопротивлении плейера и входном сопротивлении магнитофона, набрал детали для деления 1:10, даже плату нарисовал, но не смог вытравить - концентрированный раствор хлорного железа вытравил всю медь, в том числе и под лаковым покрытием. И тогда я плюнул на всё и выход плейера с магнитофоном прямо. Никакого деления не понадобилось, т.к. при большой громкости перегрузка раньше в самом плейере наступает, чем в подключенном магнитофоне. Вот, например, у Маяка-201 номинальная выходная мощность 200 мВт, а это 1,26 В на 8 Омах, или 0,9 В на 4 Омах.

grp2: была мысль использовать разъем линейного выхода трехпрограммника для подключения через него ВЫХОДА усилителя к АЛ, сделав соответствующие изменения в трехпрограммнике. Ведь ни один монтер вскрывать трехпрограммник не станет. В старых магнитофонах всегда уровень записи (по сути чувствительность) регулировался. Хоть 240в туда подавай.

grp2: линейный выход в Маяке-204 можно подключить таким вот образом, как на схеме. Не к регулятору громкости даже, а перед стоящим перед ним повторителем. Там и уровень сигнала повыше даже будет, чем на регуляторе, и на 1 программе от электропитания зависеть не будет. И все равно уровень сигнала на выходе будет зависеть от положения регуляторов чувствительности на каждой программе, но это может и хорошо. И если включить приемник в режим первой программы без усиления, положение регулятора громкости будет менять уровень сигнала на выходе. Разъем для наушников прилагается. Буду думать насчет других моделей трехпрограммников, только скажите какие чаще всего встречаются у быдла населения Я в прошлом сам делал выход в трехпоганой приставке Арфа-301 (http://rw6ase.narod.ru/00/pt/arfa301.html), но там проще намного, без схемы обошелся даже, никогда ее не читав [url=http://radikal.ru][/url]


grp2: Не стал дожидаться мнения большинства насчет наиболее массовых трехпрограммников, как вспомнил, что у многих людей в Питере видел Маяк-202. У самого много раз были, а на данный момент у моей мамы два таких имеются. Схема уебiщная, однотактный выходной каскад с трансформаторной нагрузкой, да еще эта же обмотка трансформатора связана напрямую с радиосетью. Лет 8-10 назад я пытался неудачно поставить в этот трехпоганый приемник плату усилителя от компьютерных колонок. Если не ошибаюсь, тот самый экземпляр у мамы сейчас и валяется. Вспомним тот проект - http://www.edu-4.narod.ru/index41.htm Не заработало то что получилось, не заработало - теперь только первую программу на нем и слушаем. О линейном выходе тогда я не думал, а по сути он остался на своем месте. Сейчас открыл заводскую схему и задумался. Ну все прямо так сделано, что бери и бери сигнал с регулятора громкости на усилители и магнитофоны, любой из трех программ. Но! Если так сделать, то между проводами этого линейного выхода и входными проводами АЛ будет прямая связь, да еще и через источник постоянного тока (блок питания трехпрограммника). Да, мы знаем что АЛ от земли изолирована, и часто аппаратура (записывающая на бобинник весь ночной эфир) тоже. Но как же использование искусственных каналов для ночных целей, где будет и земля, и свой постоянный ток? Короче не порядок. И предлагаю вовсе отказаться от режима прослушивания первой программы без усиления, отключив широкую часть первичной обмотки и регулятор громкости (который от АЛ, 68кОм) от собственно цепей АЛ. При этом первую программу все равно можно будет писать на магнитофон, не подавая питания на трехпрограммник, на это в нем есть Тр1. Кстати, совершенно незачем вход этого Тр1 в режиме 2 и 3 программы отключать от АЛ. Разработчики перестарались, или хотели избежать наводок от Тр1 на другие цепи. Короче, соединяем напрямую. На схеме, как и на всех моих разработках, все новые детали и соединения показаны красным, все старое здесь затерто желтым. https://yadi.sk/d/4XUq--t3zdnKY Схема большая, но низкого качества, пришлось в виде BMP в архив RAR засунуть

БородатыйХолодильник: Маяк-202 - это такая вещь, которая может вызвать кипение мозга даже у здоровых людей. (Хотя в подобном случае может встать вопрос о невыявленном заболевании.) Дело в том, что выход детектора там ни одним из концов непосредственно не заземлён, а связан с общим проводом через дополнительную обмотку выходного трансформатора, к которой подключен и один из крайних выводов регулятора громкости. Таким образом, регулятор громкости тоже не имеет связи с общим проводом. Похоже, что это - нетрадиционная отрицательная обратная связь. А в режиме прослушивания первой программы с усилением детектор отключается, но сигнал с трансформатора Тр1 тоже приходит всё в те же точки - к крайним выводам регулятора громкости. В связи с этим возникает непонятность, как сделать не только линейный выход, но и линейный вход (что меня в своё время беспокоило), ведь он тоже получится незаземлённый. Предложенный вариант, на мой взгляд, не лишён недостатков. Напряжение на выходе "для дополнительного громкоговорителя" всё равно будет зависеть от положения регулятора громкости, поскольку оно складывается с напряжением на мелкой обмотке Тр2. При большой громкости там будут ещё и искажения выходного каскада. Можно, конечно, брать сигнал прямо с крайних выводов регулятора громкости, закрыв глаза на то, что верхний (по схеме) конец не заземлён, но надо попробовать, не полезут ли помехи. А вот о прямой связи этого выхода с радиосетью я бы не догадался. Разработчики в чём-то перестарались, но широкую обмотку Тр2 могли бы полностью разделить на две части, а не делать отвод. Тогда бы получилась нормальная развязка. Трёхпрограммник этот, кстати, как раз рядом лежит на полу, могу прямо сейчас проверить в нём эту паскудную непосредственную связь. P.S. Линейный вход нужен был, чтобы слушать плейер через трёхпрограммный громкоговоритель. Да и просто усилитель ЗЧ бывает полезен - при ремонте всяких устройств можно контролировать прохождение сигналов на слух. Плейер у меня накрылся - растянулись пасики. Ни с того ни с сего, после недолгого (около 4 лет) лежания без дела. До этого время от времени использовался лет 20, и всё нормально было.

grp2: Сампо-101. Встречался он мне в радиокружке, только там у нас радиоточки были отключены по всему зданию. Лет 13 назад. А он меня сразу тогда заинтересовал, спиздить домой не удалось. Сейчас немного почитал схему и охуел. Все к чему я стремился, здесь уже реализовано! http://rw6ase.narod.ru/00/pt/sampo101.html Здесь и чувствительность сама регулируется, и выход линейный от громкости не зависит. Только вот мощность выходная маленькая, как у всех у них, 0.5вт. Могли бы ватта 3-5 сделать. И все таки, где здесь первый класс качества, если сравнивать с радиолами и усилителями? Хочу найти такой девайс, только кажется нереально уже. И на том же сайте нашел свой первый трехпрограммник, Сибиряк-303, чисто по внешнему виду узнал. Было мне еще лет 8, воткнул я колонку от Аккорда (см.соседнюю тему) в розетку. А про то что резисторы стоят в АЛ, не знал. И трехпрограммник мне тогда вскрывать не позволяли, про транс в нем тоже не знал. А громкость то одинаковой показалась. И я охуел, когда тот трехпрограммник к Аккорду подключил и тихо очень стало, реально не понял почему. Потом разломал я тот девайс, но с тех пор со всех абонентских громкоговорителей трансы вытаскивал и выкидывал, а потом и до резисторов на АЛ добрался, вот громкости-то было!

БородатыйХолодильник: Даже не знал, что делали автоматические трёхпрограммники без регуляторов чувствительности. У вас-то там они, вероятно, распространены были. https://www.avito.ru/sankt-peterburg/audio_i_video/radiopriemnik_sampo-101_726937591 https://www.avito.ru/sankt-peterburg/audio_i_video/priemnik_trehprogrammnyy_sampo-101_771860675

grp2: Немного подправил страницу, где рассказывается об истории моей радиопиратской деятельности. http://www.spv4-spb.narod.ru/index2.htm Добавил немного фотографий туда

grp2: Выпускались при совке специальные провода и переходники, для подключения к радиотрансляционной сети магнитофонов и усилителей. Представляли собой делитель напряжения. Аналогично было сделано на входе всяких электрофонов и усилителей, и даже в трансляционном 100У-101. Один из проводов при этом соединялся напрямую с общим проводом устройства, а корпус прибора предполагалось заземлять. И точно при этом создавалась асимметрия всей АЛ относительно земли. Как так можно? Я делал с двумя резисторами, в обоих проводах, но при этом получал сильный фон переменного тока неизвестно откуда

БородатыйХолодильник: Если планировалось подключать вход к трансляционной сети, то заземлять аппарат не нужно. А то, если подключать такими несимметричными делителями напряжения, то можно к одной и той же АЛ в квартире подключить два заземлённых магнитофона на запись - заземлёнными по случайности могут оказаться оба провода АЛ, и сигнала в квартирной проводке не останется. Ну а если резисторы закоротить, то и вообще сигнала не останется в АЛ. Вставлять в каждый магнитофон, усилитель, элетрофон и пр. по разделительному трансформатору - было бы слишком дорого и бессмысленно, ведь и радиосеть была далеко не у всех, и из тех, у кого была, далеко не все знали о возможности подключения к ней магнитофонов, а из тех, кто знал, мало кому это было нужно. Вот продавать отдельно согласующие кабели с трансформаторами для подключения чего попало к радиосети - было бы правильно. Ведь продавались одно время адаптеры для записи телефонных разговоров на магнитофон, чего в магнитофонах штатно не предусматривалось. Фон переменного тока - да, он мог быть вполне. Если твой усилитель заземлён, а к АЛ кроме него подключено много тех же незаземлённых Маяков-202, у которых вход радиосети имеет гальваническую связь с минусом питания, то на проводах АЛ может присутствовать синфазная помеха, проникающая по межобмоточным емкостям сетевых трансформаторов этих Маяков. И если бы не было резистора в земляном проводе делителя, то помеха эта никуда бы и не попала. А так она вся и выделяется на этом резисторе - дальше, конечно, делится делителем, но всё равно фон остаётся. Чем больше об этом думаю, тем больше хочется переделать Маяк. Это ведь надо было такую глупость сотворить. Зачем тогда вообще ставить на входе трансформатор, если развязки нет? Просмотрел другие схемы того времени, во многих так сделано было.

grp2: Заземление магнитофона, подключенного к АЛ для записи, производиться должно по соображениям безопасности - вдруг где нибудь в парадной АЛ пробьет на фазу электросети, или кто-то намеренно это сделает. По этой-же причине в ночном усилителе разделительный выходной транс должен быть. А в качестве такого адаптера для записи можно использовать трансформатор от любого абонентского громкоговорителя, или специально ТР1 от Маяков-202 для этой цели повытаскивать. Кстати в обычном Маяке (http://rw6ase.narod.ru/00/pt/majak_pt.html) нету режима усиления первой программы и ТР1 нету

БородатыйХолодильник: Опасен не Тр1, а Тр2, а он в Маяке обычном есть, только он назван там Тр1. Но обычный Маяк этим заболеванием и правда не страдает, там при включении 1-й программы отключаются оба сетевых провода, т.е. связи с электросетью нет. А вот в Маяке-202 в принципе возможен режим, когда сетевой выключатель нажат, но включена 1-я программа без усиления, и вот тогда всё плохо.

grp2: Которые изготавливаются из ВЫНУТОГО ИЗ МАЯКА-202 трансформатора ТР1 или любого трансформатора от радиоточки. Чтобы на магнитофона писать первую программу. А схема подобная Маяку-простому, и 202му, еще в Авроре, Риге (РТВ-64) и других. Везде однотактный выходной каскад и трансформатор с отводами, связанный с АЛ, и все также маленькая обмотка на этом трансе, через которую левые цепи подключены. А связи с электросетью ни в одном устройстве бытовом нету. Я про линейный выход, когда он оказывается связанным с АЛ. Мне понравилась схема "Вента" (РТВ-61), только что ее читал под бутылку пива. Там даже регулятор громкости первой программы после трансформатора стоит, 100 ом имеет. И первичная обмотка полностью подключается либо к выходному каскаду, либо к АЛ. Круто! Только я бы выходной транзистор помощнее поставил бы. http://rw6ase.narod.ru/00/pt/wenta.html



полная версия страницы