Форум » Открытый раздел » Новости построения выходного каскада УМЗЧ (литобзор) » Ответить

Новости построения выходного каскада УМЗЧ (литобзор)

БородатыйХолодильник: Вчера скачал с известного многим ресурса журнал Радиохобби №4 за прошлый год, который по почте мне не доставили. Обложка мне показалась очень знакомой, возникло сомнение: а может, держал я его уже в руках, и где-то посеял? Ну, теперь уже не важно. В общем, хочу сказать, что есть там одна странная публикация на страницах 27-28. В обычном двухтактном выходном эмиттерном повторителе на двух транзисторах разной структуры, работающем в режиме AB, как извесно, возникают переключательные искажения. Возникают они из-за того, что при малой мощности (когда такой каскад работает в режиме A) транзисторы вдвоём «тянут» нагрузку, а при больших мощностях один из транзисторов уходит в отсечку, а другому приходится работать в одиночку. Радиолюбители и раньше предпринимали попытки избежать этих отсечек, в частности, вспоминается некто Брагин, который то ли в конце 80-х, то ли в начале 90-х годов сделал схему с искусственным предотвращением этих отсечек. Но потом, в эпоху Интернета и симуляторов его грандиозно раскритиковали, показав, что искажения от этих искусственных мер только увеличиваются. Потом были и другие люди, делавшие что-то подобное - каскады класса A с потреблением класса AB. Но такого простого решения, как предложил нынче некто Джеф Маколи, я что-то не припомню. Смысл в том, что в эмиттер одного из транзисторов (к примеру, верхнего) ставится резистор. При открывании нижнего транзистора падение напряжения на его эмиттерном переходе увеличивается, а смещение между базами - фиксированное. Поэтому верхний транзистор должен бы закрыться. Но он не закрывается, потому что в эмиттере у него стоит резистор, который уменьшает его крутизну и рассчитан так, что совсем закрыться ему не даёт. Казалось бы, надо расширить рассуждения и на другую полярность и вставить такой же резистор и в эмиттер другого транзистора. Но нет, автор очень оригинален (или не очень дальновиден) и этого не делает. Вдобавок к этому он ставит параллельно тому резистору диод (чтобы уменьшить рассеивание мощности на резисторе), а в окончательной схеме усилителя применяет не совсем комплементарные транзисторы (сверху - пару Дарлингтона, снизу - пару Шиклаи). Я и сам это люблю (см. картонный усилитель БХ), но в данном случае, когда вся хитрость вроде бы в играх с крутизной, мне это непонятно. В общем, заинтересован в отзывах общественности. Кстати, одно время как раз популярно было ставить резисторы небольшого сопротивления в эмиттеры выходных транзисторов, но потом, если я не ошибаюсь, вроде бы Дуглас Селф заметил, что они от этого медленнее закрываются, и на ВЧ выходят сквозняки. Может, Fakel меня поправит, так ли это в действительности, или это я свои мечты принимаю за эксперименты Дугласа Селфа?

Ответов - 20

Лунный Конь: Собрать аутентично на картоне из германия и в розетку волосатую запиздярить весело, дабы ВМ с ОК охуели от счастья и выложили новый эфир популярной станции Бородатый Холодильник, единственной, люто двигающей радиотехническую тематику вместо потреблядства в серые ночные московские проводные массы, блядь!

Fakel: а Джо Маколэй - башка! У него есть и идея токовой раскачки лампового выходного каскада (2 x EL34 40Вт, КНИ=0.07% выходное сопро - сотые ома)

Волосатый Микрофон: Мы-то рады выложить, да нечего. Вон вчера была трансляция ОК, я ее на кассету писал и комментировал в реальном времени, а потом ОК выключился, и я эту его программу со своими комментариями погнал в провода по новой. Не все слушатели пережили эту ночь.


Волосатый Микрофон: Не то что А от В, а для начала хотя бы А от D. На мультимедийных колонках за 20 баксов и источник штоп традиционный mp3 128 kbps.

Лунный Конь: Интересно чего же там было такого, штоп не пережить?

Лунный Конь: Вот с чего ВМ взял что у всех мультимедийные колнки за 20 баксов? Полно людей с нормальной акустикой, к коей (если не выебываться) можно причислить и советскую аппаратуру. И там разница таки слышна бывает часто, даже без ТЛЗ, звуколожества и прочей "округлости мидбаса с зажатой подачей верхней середины и легкого стекла на самом верху, что немного сужает сцену и мажет звук". Про мр3 128 скажу только за себя - давно все есть в формате без лосей (лосьлесс) и даже мр3 320 без сжатия стереобазы и всякого joint stereo и vbr звучит вполне адекватно. Лично у меня в 128 только "безвыходные" варианты - записи трансляций (не мои), рипы кассет (не моих) и всяческие прочие редкие вещи, которые возможно отыскать только в р2р сетях и ещё скачивать заебаться. Там да - я радуюсь тому, что это хотя-бы 128, а не 64, и что это вообще есть. Вот откуда такая навязчивая идея, что всё у всех в мр3 128?

Админисрация: 128 кбит/с - это стандартный битрейт, с которым передается сигнал из студий к передатчикам FM. И на ОУС ПВ в Москве с таким же битрейтом передается сигнал. Большинство дисков, содержащих полные собрания сочинений популярных коллективов, также имеют битрейт 128, потому что 192, как правило, на один диск не влезает. По наблюдениям, проводимым тут на местности, колонки за двадцатку - это еще очень неплохой вариант. Чаще люди слушают трехсотрублевые мыльницы, восхищаясь округлостью басов.

БородатыйХолодильник: Он вроде бы эту свою придумку запатентовал. А я вот никак не пойму тут глубокого смысла. Надо бы отмикрокапить как-нибудь (а то я что-то уже не только паяльник, но и микрокап забросил, сижу в форумах, а в перерывах подпаиваю отвалившиеся контакты для симок в мобилках [а они, суки, не паяются нормально, разлетаются по комнате и просачиваются в щели между паркетинами!!!]). А вообще-то скачай с Казуса журнал, там описание более подробное, чем у меня (хотя меня не убеждает, буду микрокапить, наверное). Ну и заодно ответ для ВМ. Насчёт того, отличу или нет на каких-то там колонках - так я никогда фанатично и не стремился к высокой верности воспроизведения, по крайней мере, по звуковому давлению. Я просто принцип хочу понять. А напряжение есть смысл усиливать без искажений, потому что усилитель с малыми искажениями можно применить для дуплексного вещания. Вычитая входной сигнал из выходного, можно контролировать эфир на фоне своих же трансляций. Это всегда было моей мечтой, но с картонным усилителем это абсолютно не выходило - при вычитании оставались искажения, и порядочные. Для того же я и усилителями с высоким выходным сопротивлением интересовался, хотя тут, конечно, был параллельно и другой интерес - всё-таки понять, насколько лучше может звучать плохой динамик при токовом питании. Результат несколько противоречивый (сам ИТУН породил новые проблемы, а в нынешнем его виде на плохом динамике разницы почти нет, а на хорошем смысла нет проверять, поскольку там разницы и быть не должно, судя по статьям в Радио).

Fakel: схема довольно типовая, не хватает резиков в базах выходников заряд сливать. Имхо, введение в цепь эмиттера нелинейного элемента, совпадающего по нелинейности с активным, увеличивает нелинейность последнего. Линеаризация повторителя введением местной ООС, имхо, последнее дело, поскольку повторитель итак охвачен 100% ООС и новая ООС ухудшит коэфф-т перелачи, который и так меньше 1, значит, возрастет нагрузка на предыдущие каскады. Но это мое имхо

Лунный Конь: Неужто кто-то всё ещё покупает так называемые "собрания сочинений" да ещё и на сд? В один ДВД влезает 4,7 Гб этого вашего мр3, раз пошла такая пляска, да и ЗАЧЕМ? Ведь можно невозбранно скачать полную дискографию во всех возможных вариантах (даже в wma как пожатом так и нет, для "эстетов" труЪ-фанатов поделий Билла ГЕЙтса). Открою секрет - кассеты времён 99-2000 годов и диски с оными "собраниями сочинений" как мр3 так и аудио-сд все писались именно оттуда путём отсеивания повторных и неизвестных композиций, притом так как интернет тогда был ещё дефицитен и дорог, то исходником почти всегда служил тот самый мр3 128. Именно потому ЛК предпочитал "лицензионным" кассетам с цветной полиграфией самописки на Кониках ХР 90 и ТДК Д 90 в подземных переходах и т.н. ларьках "звукозапись" - шансов получить копию СД было в разы больше + кассета нормальная была, а полиграфия... так аудиокассеты обычно слушают, а не смотрят. Но времена круто поменялись с тех пор.

Fakel: В верхнем плече - 2 p-n перехода, значит в нижнем их тоже должно быть 2. Один - б-э выходника, второй - диод. http://cxema.my1.ru/publ/skhemotekhnika_umzch_v_v_ehvoljucija_4/3-1-0-3718

Лунный Конь: Так что вполне возможно что автор - тот ещё е_в_ре_й. Касаемо дуплексного вещания - вот это то и возможно получить, если реализовать то самое АРУ с детектированием огибающей. Пока что ЛК упёрся в отсутствие аналога линии задержки с возможностью некоторой перестройки оной задержки. Есть в мыслях использовать блок задержки на РУшках а-ля достопамятный ЛМ**** или Лель РЦ, но руки пока не доходят до глубокого вникания в схему, а иных дешевых и малогеморройных вариантов не вижу - ну не городить же tape delay с воспроизводящей головкой, посаженой на механизм перемещения головы от флоповода! Отдетектированная огибающая сигнала позволит используюя её вычесть собственный сигнал из усиливаемого с линии и случать в идеале практически чистый сигнал того, что там уже есть. А линия задержки нужна для синхронизации во времени сигнала с выхода и огибающей, потому что на детектирование и последующие операции требуется время, а если фаза сигнала уедет (а она уедет обязательно на совершенно произвольный градус и возможно даже сместится собственно во времени), то на выходе можно получить не вычлененный чужой сигнал, а блять аццкий нойз с эффектом реверберации+фленджера, что есть совсем не то, чего ожидали. Также есть способ гораздо проще: сигнал пиратский далёкий зело ослабленым доходит, потому можно применить обычный динамический фильтр, убивая всё, что имеет амплитуду более чем выставленая (выставляется по чистому приему того ослабленого сигнала). Написав фильтр я припиздел малость, потому как реагировать он должен только на амплитуду сигнала вне зависимости от частоты и действовать во всём диапазоне волосатых частот (50-10000). Но люди делают проще - они тупо слушают себя через контрольный динамик, а так как радиостанция БХ имеет преимущественно речевой характер вещания, то возможно вполне безо всяких технических изъёбств тупо слушать линию и замолкать в нужные моменты. Хотя и тут пригодился бы лимитер, ибо можно невозбранно охуеть от своих громогласных речей с небольшой задержкой или добиться таки акустической обратной связи микрофон-динамик, чем охуенно обрадовать как ночных волосатых слушателей, так и ночных квартирных обитателей, и тогда они уж точно санитаров вызовут.

БородатыйХолодильник: Спасибо за ссылку, интересная подборка схем. Схема с диодом напомнила, опять-таки, усилитель БХ. (Кстати, из какого это журнала? Этот Петров и в Радиохобби том самом отметился.) Хотя я вроде бы и не подсматривал, а сам придумал такое включение. А вот, оказывается, не я один. Но в данном случае (у Джефа Маколея) диод как раз в верхнем плече, где и так уже два p-n перехода. Да и Б~г с ним, с диодом, я не понимаю, почему резистор один, а не два, ведь утверждается, что транзисторы не входят в отсечку, а по более подробному описанию получается, что верхние транзисторы не закрываются, а нижний - таки да. Ну и вообще ради симметрии надо бы два резистора. Насчёт 100% обратной связи в эмиттерном повторителе - как раз об этом думал, т.е. мне тоже казалось, что ни к чему резисторы в эмиттерах.

БородатыйХолодильник: Дослушал до конца и так и не понял подвоха. Вот только призадумался, когда ВМ вещал-вещал под музыку, потом музыка прервалась и он сказал, что нужно перевернуь кассету. И потом как ни в чём не бывало с того же места продолжил. Вот я призадумался, но не разгадал.

Волосатый Микрофон: А если дети слушают или слабонервные тетеньки, так может и летальный исход произойти. Какой на хуй ИТУН, какие там выходные каскады - не можем отличить голос, идущий напрямую через широкополосный аналоговый компрессор, от голоса, перезаписанного дважды на ленту, сжатого в mp3, затем разжатого, к тому же жестоко обработанного многополосным цифровым компрессором. Иббать!

Лунный Конь: Слушаем свежую запись - как видно ВМ и ОК в сети совершенно не мешают друг другу и все вполне могло быть дуплексно при чисто речевом вещании с обоих сторон, так что никаких особых ухищрений технических по сути и не требуется. Требоваться они начнут при хуевом прохождении сигнала ночного, тогда да, придется вычленять из контрольного прослушивания свой собственный сигнал, дабы услышать чужой. Но у вас там с прохождением проблем как я слышу совершенно нет.

Волосатый Микрофон: Это никак не дуплекс, потому что хоть я и слышу разом ОК и себя, но ОК меня слышать при этом не может. И я ведь не одновременно с ОК в эфир гнал программу. Я записывал на кассету, а погнал уже потом.

Лунный Конь: То есть теоретически и ОК тоже мог слышать сигнал (правда в разбалансе - себя громко, ВМ тихо). Другое дело слушал ли он его. Это да. А то что выложена именно запись с кассеты - это слышно, да, притом кассеты не самой понтовой судя по качанию высоких в начале первой стороны и поджеваным концам. Вот кстати вопрос: с чего гналось сие? С Техникса или с Орели? Это я к шипению - пытаюсь угадать толи в Орели настолько шумен тракт записи, толи ГСП, толи настолько паскуден УВ Техникса.

Волосатый Микрофон: Она шумит, потому что при записи сигнал с линейного выхода сначала приводится делителем к уровню микрофонного входа, а затем подается на микрофонный усилитель. Днепропетровск жжот. ОК не мог ничего слышать в реальном времени, потому что я находился на приеме и записывал его со своими комментариями на Орель. И только потом, когда ОК перешел на прием, я вышел в эфир и поставил эту запись.

Лунный Конь: Что раз уж сигналы с микрофонного разъёма и линейного входа заводятся на плату УЗП ещё раздельно, то надо выкорчевать оный делитель фписду и подать сигнал с линии напрямую на 548УН1 - один хуй там всё электролитами разблокировано ибо питание однополярное. Потому как микрофонный преамп это каскад на КТ3102Д(М), каскад-же на 548УН1 усиливает уже вполне себе приличные уровни сигнала или же вообще буфером является (давно не глдел в потроха Орелей и на схему, но точно помню что апгрейд примитивен и никак не затрагивает что-либо помимо оной платы)



полная версия страницы