Форум » Открытый раздел » Поговорим о лампах? » Ответить

Поговорим о лампах?

БородатыйХолодильник: Возник тут вопрос. Я иногда использовал свою радиолу "Сакта" в качестве усилителя для приёма ночного проводного радио. Звук у неё вроде бы был нормальный, но вот однажды пришёл ко мне ВМ и мы вместе слушали передачу радиостанции ОК. И ВМ обратил моё внимание на то, что звук не такой уж нормальный. Какой-то он действительно странный - высоких почти нет, на низких при больших громкостях мягкие перегрузки (не приводящие к росту гармоник). А на малой громкости разборчивость настолько низка, что просто смысла нет, тем более, что работает странная тонкомпенсация (на полной громкости она не действует). Т.е. на первый взгляд просто много низких и мало высоких, регуляторы тембра работают, но в крайних положениях не справляются. В транзисторных конструкциях с таким странным звуком не встречался, поэтому думаю, что это что-то специфически ламповое. Мог бы подумать, что дело в старении 6П14П, но она греется, как солнце, что невозможно без эмиссии. Так что вопрос в том, что происходит с частотными искажениями в однотактном трансформаторном каскаде при слишком большом и слишком малом токах анода?

Ответов - 44, стр: 1 2 All

Fakel: резик в катоде - +/- 20%. 3.3к в катоде 2ого каскада я бы шунтанул. а с катода первого - убрал. вот!

Волосатый Микрофон: Нынче в ночь я помогу просрать ламповые каскады всем, кто этого пожелает.

Волосатый Микрофон: Нынче в ночь я помогу просрать ламповые каскады всем, кто этого пожелает.


БородатыйХолодильник:

Fakel: а) просрать - упустить что-л: выгоду, возможности б) просраться - извергнуть из себя после длительного запора

Волосатый Микрофон: Штоп они отперлись могучим сигналом и извергли его из себя с другого конца, и дальше уже штоп нормально функционировали. Хотя БХ не любит нормально функционирующие устройства.

БородатыйХолодильник: 1. Конденсатор в катоде 6П14П оказался редкостным... явлением природы. При его однократном подключении к тестеру его сопротивление бесконечно, но при периодических тыканьях (без изменения полярности) сопротивление быстро снижается до единиц килоом и потом очень медленно повышается. Так что можно себе представить, как он издевался над сигналом звуковой частоты. 2. Про лампу 6Н2П уже писал, после замены как усилитель радиола работает нормально, но приём УКВ идёт с большими искажениями (хуже, чем было). По-видимому, старая лампа своими искажениями компенсировала искажения, происходившие в детекторе. Так что нужно настраивать дробный детектор. Когда-то уже делал это (на слух), но уже не помню, как. 3. В качестве источника сигнала применял старую китайскую магнитолу Elta. До чего хороша она на УКВ после всех этих современных Mason'ов, TDA7088, Нейвы РП-218F и пр. А ведь раньше так не казалось... Так вот, очень мало высоких, и дело тут, мне кажется, не в усилителе, а в динамиках. У Сакты, как видно из схемы, легендарный "овальный широкополос" 5ГД-1 РРЗ стоит на передней стенке и два тоже овальных 1ГД-9 РРЗ на боковых. И соединены эти два друг с другом последовательно, да ещё и через конденсатор. Если приложить к любому из них ухо, то там слышны высокие частоты, но в общую звуковую картину их вклад очень мал. И вот возникает вопрос, зачем так сделано? Пока у меня есть только одна догадка: на выходе приёмника при работе в режиме УКВ высоких много, и они, видимо, никак не корректируются и проходят на УЗЧ, так что при приёме УКВ на собственный приёмник радиолы с частотами всё нормально. При приёме в АМ диапазонах высокие частоты не нужны, а грамзапись в те годы тоже была такая, что высокие только мешали. 4. Можно, конечно, попробовать включить боковые динамики параллельно, но хочется понять замысел разработчиков...

Fakel: А на СЧ-ВЧ питание динамика от источника тока (ну хотя бы с сопротивлением, равному сопру динамика) снижает нелинейные искажения последнего. Если ВЧ мало - смотри RC на выходе дробного детектора.

Fakel: все кондеры, шутнирующие сигнал на землю

FanKinch: На счет синего свечения в элекронных лампах. Я не читал полностью ветку про лампы, "слишком много букав")). Скажу только, что в свечении этом нет ничего страшного. Оно возникает из-за загазованности ламп. Свечение косвенно говорит о том, что лампа стара. Дело в том, что электроны в лампе сталкиваются с молекулами газов и вызывают ионизацию (как в неонках). Что самое интересное светят большинство 6П14П, видимо из-за того, что баллон маленький, нагрев очень сильный, геттера маловато и он не справляется с газами внутри лампы. А газы в лампе появляются в первую очередь из-за нагрева все внутренней арматуры (она "парит"). С радиолой справились? Описанные в первом посте симптомы не характерны для правильно работающего лампового усилителя!! ЗЫ. Лампы анреал рулеззз

БородатыйХолодильник: Катодный конденсатор у лампы 6П14П оказался паршивым - не только высох, но и пробивался иногда. Заменил. Но звук портил, по-видимому, не он, а как раз лампа 6Н2П. Как я писал где-то в конце этой темы, ток первой половинки был завышен, а второй - близок к норме, но, учитывая то, что они связаны гальванически, этот ток второй половинки лампы создавался при повышенном сеточном напряжении. И где-то явно происходило детектирование (асимметричное ограничение), причём даже на небольшой громкости. Заменил эту лампу, вроде всё успокоилось. Катодный конденсатор при ней тоже высох, но заменён он был гораздо раньше. Читал в "Радиохобби" про первые лампы, которые как раз делались газонаполненными. За счёт ионизации удавалось получить больший анодный ток и, кажется, даже большую крутизну, но работали эти лампы нестабильно. Подозреваю, что и тут виноват был газ, непонятно только, почему так по-разному оказались изношены две половинки одной лампы. А вообще-то это действительно было весеннее ламповое обострение. Неслучайно выставки «Российский хай-энд» проводились в Москве именно весной. А сейчас вот стоит рядом со мной эта радиола, а слушаю я исключительно полупроводниковые устройства. Жду весны.

FanKinch: Ну ригонда - это не хай-энд (и слава богу!!!), так что ее можно слушать круглый год, не опасаясь за психическое здоровье. Надо сказать что звук у нее все-таки приятный! А разный износ половинок у двойных триодов бывает. Все-таки сделать два катода так, чтобы они абсолютно одинаково теряли эмиссию трудно. Схема УНЧ ригонды мне не нравится. Просто кишит обратными связями. Я бы ее упростил значительно! И звук бы только выиграл от этого. Кстати, следует обратить внимание на наличие на плате конденсаторов бмт-2 (наверняка стоят в цепях ОС и как межкаскадные). ОЧЧЧЕНЬ хреновые. Они быстро стареют и им уже точно пришел трындец. Ток утечки аховый будет!!! А это очень критично. Помню у меня в Эстонии-стерео постоянно краснели аноды у выходых ламп. Причина крылась именно в этих мудацких кондерах, т.к. они стояли там как межкаскадные!!! А на счет ламп - стоит хорошенько подумать и поскорее собрать двухтактный стереоусилитель на 6с33с, работающий в классе А - ведь скоро зима! Бывают ведь глюки с отоплением! И только тогда вы сможете оценить ВСЮ теплоту лампового звука!!! PS. Вообщем-то у меня ламповая тема тянется круглый год и независит от поры года! Вот такой я потеряный человек... Но хай-энд я не люблю, я просто за приятное звуковоспроизведение. Верного воспроизведения не бывает - это иллюзии. ИМХО зучать должно так, чтобы нравилось. Вот такие пироги

БородатыйХолодильник: FanKinch пишет: Ну ригонда - это не хай-энд (и слава богу!!!)А Сакта - не Ригонда! Есть у меня и Ригонда, кстати, в запасе, но от её звука я устаю почему-то. Думаю, что тут дело даже не в схемотехнике, а в индивидуальных особенностях динамиков, ящика, в меньшей степени - ламп и других деталей. УЗЧ у Сакты немного не такой, как в Ригонде, хотя, конечно, много общего. БМТ-2 что-то не упомню там, но посмотрю. У меня, кажется, в аккумуляторном фонаре стоял такой конденсатор, прозваниваю омметром - вроде нормальный, а включаю в сеть на зарядку - аккумуляторы вздуваются и предохранитель вылетает. Оказалось, от протекания по нему переменного тока он греется и лавинообразно приобретает утечку. Самое паскудное то, что остывает - и снова как новый - даже выбросить жалко. Заменил другим таким же - тот же эффект. Пришлось вставить керамику из какого-то телевизора...

FanKinch: Да, это я очепятался! Конечно, сакта! Что-то меня заглючило). Думал про Ригонду, что надо бы попробовать ее в качестве комбика, а поскольку при написании ответа поста собеседника не видно, то так и написал. Вот БМТ-2 http://images.yandex.by/yandsearch?ed=1&rpt=simage&text=%D0%B1%D0%BC%D1%82-2&img_url=www.oldtriod.ru%2Fupload%2Fexpo%2F0452f297700ab4794bb435b2d120fe50.jpg&spsite=www.oldtriod.ru&p=0 Бывают разных диаметров, но суть одна - алюминиевый цилиндик, выводы по бокам, загерметизированы вшивыми резинками и все. Спрашивал у Комарова, который Сергей (он хорошо знаком с такими вещами), он сказал, что по документам у этих кондеев срок хранения около 15 лет. Что к сожалению и подтверждается на практике...

Fakel: Круто!

FanKinch: Да нет, просто у него на сайте можно оправлять ему письма.

БородатыйХолодильник: Полно у меня таких. Неужели все выбрасывать?

FanKinch: В ламповых схемах им делать нечего! Будет течь небольшой постоянный ток через этот кондер и режимы ламп полетят нафиг! Следует сакту осмотреть на предмет наличия этих конденсаторов! Может, это пока не сильно заметно, но свой "кусочек" смещения у выходной лампы эти кондеры выедают. Потом хрясь - и пропало смещение, на сетке, наоборот, +. Ох и трудно в таких случаях выходной лампе...

ЗаворотКишок: А точнее, радиолюминисценция, возбуждаемая тормозным рентгеновским излучением (рентгенолюминисценция). Её источником может быть, как стекло, так, в принципе, и остаточные газы (если лампа старая).



полная версия страницы