Форум » Открытый раздел » Ездил к одному лоху, занимался шаманизмом. » Ответить

Ездил к одному лоху, занимался шаманизмом.

grp2: Звонит мне с утра один лох, радиопират хренов, просит радиоточку провести. И предлагает по чердакам походить. Ну короче, соглашаюсь, собираю хлам и еду на Новочеркасскую (это 10 станций метро с 1 пересадкой). С собой беру: 1. Трансформатор паскудно-абонентский в корпусе от кампового БП, сам транс от ТАМУ-25с 94гв, клеммы с него сняты, и подключение РФ и АЛ делается через штатные разъемы копуса БП. 2. Еще один трансформатор, но сам транс от усилка Амфитон-А1-01-2 (в корпусе усилка у меня выходной блок), подключение так-же через разъемы. 3. Набор штеккеров под эти самые разъемы. 4. Провод ШВВП-2*0.75 для подключения радиоточки. Это был удленитель с двухгнездной розеткой, которая стала радиорозеткой. 5. Матюгальник паскудный однопрограммный. 6. Инструменты для монтажных работ, изолента и резиновые перчатки. Ну короче приезжаю, и мы начинаем тянуть кабель в квартиру. Протянули, подключили, заработало. На лестнице обыкновенная коробочка, резисторы в питерских домах ставятся в самой квартире (или не ставятся, что пиздато). Затем поперлись в соседний дом на чердак. Там стоял ТАМУ-засраный (так что невидно что на нем написано), а на полу валялся разъебанный ТАГ-10 (предположит. 60-х гг). Вместо ТАМУ ставлю свой шедевр (первый по списку выше), оба старых транса забираю. Они были засраны голубями, и пришлось отмывать ТАМУ в луже (шел дождь), а ТАГ был в таком состоянии, что я его завернул в газету вместе с говном и швырнул с крыши. Затем поперлись на чердак того дома, где этот лох живет. Там в отличие от первого дома, не один (может в том доме и два, но второй не увидели), а три АТ. Первый - ТАМУ-10с, 1980г, сразу меняю на свой второй шедевр (где транс от Амфитона, и на выходе 50в выходит). На полу нахожу такой-же разъебанный ТАГ-10, и с ним мы поступаем также. Второй - ТАГ-10, 63г, рабочий! Снимаем и забираем себе, оставляя второй подъезд без радио. Третий - ТАМУ-10, оставляем на месте. Рядом с ним привинчен к стене свиду нормальный ТАГ-10, снимаю и забираю. Этот ТАГ-10 оказался с оборванной первичкой (одной половиной), то есть возможно применение на 120в, и то на половинной мощности. Вапще, ТАГи-10 сделаны в таком-же железном корпусе, что и ТАМУ, но меньшем по размерам. В цепи вторички предохранитель (что песдато, но если припрет, можно гвоздь вставить). Первичка из двух половинок по 120в, ставятся перемычки, при 120 обмотки параллельно, при 240 последовательно. Сам транс также залит гудроном. Крышка серая, спереди написано: "Не трогать, опасно и (стрелка в виде молнии)", сбоку "ТАГ-10, (какая-то эмблема), 1963г. ГОСТ 7659-55". Я забираю эти 4 транса с собой (2 ТАМУ и 2 ТАГ), свой набор инструментов. Радиоточку оставляю этому лоху в пользование, получаю патефон АККОРД-201-моно и пиздую к себе в Автово. Патефон оказался рабочий, но высохла смазка везде где можно. А так почти идеальное состояние.

Ответов - 15

Волосатый Микрофон: Это ты просто настоящих мудаков не знаешь. Он ведь тебя встретил, трезвый епть, ходил с тобой по крышам, интересовался все же радио технической тематикой йопта. Таких людей осталось немного, и с каждым годом их все меньше.

grp2: Мудак он не в радиотехнике, а в жизни. А так ничего, я ведь тогда и приятным делом позанимался, и патефон получил почти нахаляву

grp2: Хотел сделать линейный выход на низкоомную нагрузку. Полевика не оказалось вот и возился с тем что есть. Сделал так Перекинул регулятор громкости в другое место, R1 уменьшил до 120ком. Тем самым сохранил входное сопротивление, но увеличил уровень сигнала на базе Т1 до 180мв (примерно). Соответственно, на всех последующих каскадах уровень увеличился в 6 раз. Чтобы не перегружать вход УМЗЧ, я поставил резистор на 120ком перед регулятором громкости (на схеме не отмечен). В точке подключения разъема 90мв, но этого мало. На входе тембра должно быть нормально, видимо придется брать сигнал оттуда. Вопрос: при такой переделке насколько ухудшаются общие параметры аппарата? Еще смущают резюки по 1ому в эммитерах выходников. Вроде много слишком.


БородатыйХолодильник: Было: 510 кОм+(100кОм || 510 кОм || 510 кОм || Rвх(T1)) = 510 кОм+62 кОм = 572 кОм. Стало: 120 кОм+(510 кОм || 510 кОм || Rвх(T1)) = 120 кОм+170 кОм = 290 кОм. Rвх(T1) считаю равным 510 кОм для простоты, оно определяется как (h21э+1)*(Rэ+rэ) и при h21э=110 как раз выходит около 510 кОм. Ещё возникает вопрос, не стоит ли уменьшить само сопротивление регулятора громкости, ведь входное сопротивление каскада на T3 очень мало. Или, может, лучше перед T3 тоже развязывающий каскад поставить после регулятора громкости, подобный каскаду на T1.

grp2: Можно вообще тембр выкинуть (оставить ВЧ, состоящий из переменника и кондера), тогда резко можно уменьшить количество каскадов. Вот думаю изменить схему включения Т1, или поставить вместо него полевой (когда его добуду).

БородатыйХолодильник: Сделать входной каскад, как в Аккорде-201 Стерео. Там тот же КТ315, но в эмиттерном повторителе со следящей ПОС, а с него снимается сигнал на линейный выход и на регулятор громкости. Тембры там регулируются уже потом. Выход там сравнительно низкоомный (около 400 Ом при короткозамкнутом входе), но неприятность в том, что к нему нельзя подключать низкоомную нагрузку (меньше 20 кОм лучше не подключать) - возникнут искажения. Это - вечная беда однотактных эмиттерных повторителей. Да и вход никогда не бывает короткозамкнутым, а входное сопротивление трансформируется и передаётся на выход, так же как сопротивление нагрузки трансформируется обратно и снижает входное. Поэтому я уже настороженно стал относиться к эмиттерным повторителям, хоть и сделано на них много умных схем.

grp2: Аккорд-стерео, Аккорд-201-стерео и Россия-321-стерео собраны по практически одинаковым схемам. Аккорд-моно и 201-моно по другой, менее совершенной схеме. Самымы совершенными являются Россия-323 и Россия-325. В последних на входе повторитель на КТ3107, а регулятор громкости находится после тембра, то есть как я и сделал в аккорде. В электрофоне Аккорд-202-моно все также как в аккорде-201моно, но вместо R1 дополнительный повторитель на Кт315 (аналогичных повторителю электрофона Каравелле-201). В радиоле Мезон-202 вообще без повторителя. Там усилитель чувствительностью 5мв позволяет включать звукосниматель через приличный резистор. Но лучше всего наверно сделано в радиоле Вега-300 (и в Сириус-315пано). Там составной транзистор из двух КТ315, а резисторы смещения по 1.2мом каждый. По-своему сделано в лидере-205, там паскудный повторитель, селектора входов нет вообще, входы как в магнитофонах. Единственное, не понимаю, почему в Аккорде-202, Лидере-205 и Каравелле-201 нагрузкой транзистора является резистор на 100кОм. Не много-ли? А в Рондо-204 впервые поставлен полевой транзистор. В Серенаде-404 делитель, и чувствительный вход, как в Мезоне-202. В этой Серенаде-404 как-то странно совмещен последний каскад УПЧ и первый каскад УЗЧ, а детектор на диоде отдельно. В предварительном усилители ТУ100бу4.2 повторители как в Аккорде-стерое, в 100У-101 и Степь-103 на полевых. В УКУ-020 двухтранзисторные, чем-то напоминают Вегу-300 и Сириус-315

БородатыйХолодильник: Мне тоже кажется, что 100 кОм в эмиттере многовато, я думал, что так сделано только в Аккорде-201-стерео, который был у меня. Что касается одиночных повторителей и составных, тут сложно сказать, что лучше. В составном эмиттерные токи транзисторов различаются очень сильно, из-за этого получается, что один транзистор работает в области, где при повышении тока растёт h21э, а другой - в области, где он падает. И итоговый коэффициент передачи тока оказывается сложно и непредсказуемо зависимым от входного сигнала, т.е. каскад выходит очень нелинейным. В очень древнем журнале Радио конца 60-х для устранения этого явления рекомендовали выбирать транзисторы разных мощностей в составной транзистор, первый - поменьше, второй - побольше. Но за счёт большого запаса по h21э эти нелинейности в эмиттерном повторителе могут особо и не проявиться. Зато можно поставить высокоомный делитель и таким образом не заботиться о снижении входного сопротивления (если у транзисторов малые обратные токи, иначе так не выйдет). Одиночный транзистор обычно требует использования довольно низкоомного делителя (хотя в Аккорде с эмиттерным резистором 100 кОм это не так), который снижает входное сопротивление. Но можно включить следящую ПОС (как и сделано в упоминавшихся Аккордах - там стоит конденсатор с эмиттера в среднюю точку делителя), которая повышает входное сопротивление, устраняя негативное влияние делителя на входное сопротивление на переменном токе (механизм действия этой ПОС описан Fakel'ом в гостевой сайта clrscrbooo). Но у такого каскада входное сопротивление носит индуктивный характер, из-за чего возможен вход в резонанс с ёмкостью пьезэлектрической головки. Возможно, поэтому и стали применять составные транзисторы. Что касается полевых, то тут возможны два варианта: усилитель с общим истоком и истоковый повторитель. Оба имеют высокое входное сопротивление, но первый усиливает напряжение, а второй - ослабляет. Поэтому я не понимаю смысл применения истоковых повторителей в проигрывателях. Была даже статья в Радио под примерно таким названием: "Необычный режим полевого транзистора". Там говорилось о том, что транзисторы КП103, КП303 и другие (с p-n переходом и встроенным каналом) можно включать без истокового резистора. Т.е. исток непосредственно на общий, затвор через резистор на общий, и на затвор непосредственно подавать входной сигнал. (Т.е. звукосниматель можно подключить без переходного конденсатора.) Хотя тогда на стоке сигнал уже будет побольше, чем нужно для линейного выхода. Но небольшой запас лучше, чем нехватка.

Fakel: Если бета одного транзистора растет а другого синхронно падает, общий бета близок к постоянному

grp2: И в радиотехнике, и в экономике, и в жизни

grp2: Возился с аккордом. Сейчас на Т1 собрал повторитель, как в Лидере-205 Очень простая схема, всего два резистора. Но вот нагрузкой является резистор 180кОм, и поэтому при увеличении "громкости" громкость не увеличивается, а на лин. выходе сигнал только падает. При подключении к усилку с входным 33кОм сигнал тоже очень слабый. При 1Мом нормально, естественно при выведенном регуляторе "громкость". То есть, с чем боролись, на то жопой и напоролись. Сейчас думаю сделать как в Веге-300 (составной транзистор) или как в Аккорде-201-стерео. Или вернуть каскад на Т2? Или выкинуть темброблок нах? как в Веге-300 Как в аккррде-стерео Микшер на входе, без темброблока, зато с микрофонным входом.

БородатыйХолодильник: Схема, как в Аккорде-стерео, мало чем отличается от схемы, как в Лидере-205. Поэтому не стоит ждать от неё особых улучшений. Основное отличие - эмиттерный резистор 100 кОм или 180 кОм. Лучше поставить составной транзистор, как в Веге-300. Схема с микшером тоже понравилась, но жалко терять темброблок (когда он есть, в нём не видишь смысла, зато, когда его нет, жалеешь об его отсутствии). Странно, что громкость не регулируется. Эмиттерный повторитель, конечно, оказывается перегружен малым входным сопротивлением регуляторов тембра, но при этом в первую очередь растут искажения при большом сигнале, а потом уже падает громкость. Я к своему Аккорду-201-стерео подключал наушники ТОН-2 (2x1600 Ом) к линейному выходу, и повторитель честно их «раскачивал», слегка искажая звук на больших громкостях.

grp2: Только не знаю, как лучше его включить, чтоб не как повторитель был, а усиливал раза в три, и на 10кОм нормально работал. Транзистор КП-103Л, питание -10в

Fakel: как лампу: в исток RC- 1к/100мк, в сток - 10кОм На стоке где-то 5-6В, на истоке - 1-2. Затвор на землю через 470к

БородатыйХолодильник: Лучше замотай вывды оголённой проволокой диаметром 0,1...0,2 мм, когда впаяешь, тогда отматывай. А то может наводкой сетевой с жала убить, когда затвор будешь припаивать, или статикой. КП103 вроде не очень боятся статики, но всё же лучше подстраховаться. Бывают рекомендации шарик из фольги заткнуть между выводами, но это подходит только для транзисторов в металлических корпусах, к тому же шарик вываливается, когда не нужно, а если надёжно затолкать его, то наоборот, целиком его не вынешь, а остатки фольги всё испортят. В общем, я провод наматываю, когда меняю полевики.



полная версия страницы